Идея успеха, как основной цели жизни, давно загипнотизировала массы. Однако в своих мечтах и грезах мало кто задумывается над тем, что же, собственно, считать успехом? Богатство? Карьеру? Славу? Ученость? Или все вместе? О том, что является успехом, достойным человеческой жизни, и как его достичь, рассказывает психолог Вячеслав Рузов.

Через головы к «звездам»...


— Вячеслав Олегович, понятие «успеха» — вещь относительная, изменчивая или это некая, не поддающаяся влиянию времени, категория?

— Успешность зависит от мировосприятия человека. Если сознание человека нахо­дится на низком уровне, то успех для него связан с реализацией низких потребнос­тей. И тогда несомненными признаками успеха считаются сексуальность, изворотливость, умение обманывать, хитрить. То есть, двуличный, сексуально активный человек, умеющий не упустить свой шанс, идущий по головам — это человек успеш­ный. Сейчас, к сожалению, именно такая успешность и пропагандируется.

Если же сознание человека возвышается, то критерии успеха уже другие. Прежде всего, это разумность. Успешным является мудрый человек, который способен мыс­лить, видеть глубину вещей, решать про­блемы, быть консультантом в своей сфере. В этом случае наша жизнь делится на два основных этапа — первую часть человек учится, вторую — помогает другим, давая разумные советы. Непременным условием успеха в данной системе ценностей являет­ся умение принимать советы: только тогда человек способен выбрать верные и правильно ими распорядиться. И только тогда он сможет давать полезные советы другим. Таким образом, выстраивается некая общественная модель с мудрецами во главе.

Есть еще третий, самый высокий уровень развития, когда подключаются духовные каналы сознания и здесь жизненный успех определяется тем, насколько человек близок к Богу. То есть, понятие успеха свя­зывается со святостью, а самыми успеш­ными людьми считаются святые.

 — Можно ли утверждать, что разные эпохи и культуры, разные цивилизации и страны характеризуются разным пониманием успеха?

Думаю, что в любой культуре наблюдают­ся все три категории успеха. Ведь культура по своей сути направлена на то, чтобы сохранить все уровни развития в опреде­ленной иерархии, независимо от ширины ступеней и угла подъема иерархической лестницы, провести человека от низших ступеней к вершине, то есть привести его к состоянию святости. Культуру можно сравнить со стаканом, наполненным во­дой. Без него вода бы разлилась по столу, стакан же позволяет воду выпить. Так и культура дает обществу возможность распорядиться всем духовным потенциа­лом человечества по назначению, а человеку — возможность развиваться и постепенно приходить к более высоким уровням сознания.
Быть счастливым, не имея ничего

—  Сегодня модно обращаться к психологам и астрологам. Может ли психолог реально помочь человеку в достижении успеха?

— Современная психология фактически является физиологией. Она разбирает де­ятельность грубого тела человека, макси­мум — тонкого тела, то есть ума, эмоций. Но психология, как мы знаем, является наукой о душе. А изучение души подра­зумевает изменение себя самого. Сейчас психологи исследуют мозг, его электричес­кие импульсы, все что угодно, но только не душу. Занимаясь физиологическими, а не психологическими проблемами, современ­ная наука не в состоянии решить, напри­мер, проблему суицида. Самоубийства, наступающие в результате того, что душа не хочет находиться в теле, чаще всего случаются в Японии — самой технически развитой стране мира. Почему у людей есть всё, что по современным представ­лениям должно сопутствовать счастью, но они уходят из жизни? Современная психология не в состоянии также остано­вить разводы, потому что семьи создаются не на духовной, а на физиологической основе. Ничего психологи не могут сделать и с дурными привычками — курением, пьянством, наркоманией. Получается, что эта наука сегодня демонстрирует полное бессилие перед реальными проблемами человечества, решение которых возможно только лишь при условии, что мы вернем­ся к изучению души.

— Есть одно «железное» возражение: душа — субстанция невидимая и неуловимая.

—  Да, но есть специальная наука, которая эту неуловимую субстанцию улавлива­ет — теология. Много чего не видно, на­пример, атомов, однако существует атом­ная физика, которая с успехом их изучает. Не видно атома, но заметен след от него, мы не видим воздух, но можем изучить его движение. То же самое здесь — теоло­гия изучает душу по следу, который она оставляет.

—  Вы упомянули о склонности людей из развитых стран к суициду, возможно, человек идет на это вследствие ложно понятого успеха?

—  Да, поскольку сегодня культивируется успех на низших уровнях сознания.

В этом случае он не приводит к возвыше­нию мышления, когда критерием успеха и условием прогресса является просто­та. Человек на таком уровне сознания способен быть счастливым, чувствовать себя полноценным, не имея ничего. Те, кто бывал на Востоке, знают о способности тамошних людей довольствоваться малым. Современное же общество сходит с ума от внутренней пустоты и в качестве компен­сации заполняет пустоту внешнюю. Люди усердно забивают свой дом телевизорами, компьютерами, бытовой техникой. Но по­купкой новых вещей внутренние пробле­мы не решить. Когда человек начинает это понимать, он приходит к состоянию, ко­торое называется «кризисом средних лет». Не зная как из него выйти, он добровольно уходит из жизни. Ничего из внешней ре­альности внутрь поместить невозможно, холодильником душу не накормишь, ей необходима духовная пища. Духовная же пища — это общение с духовно развиты­ми людьми.
Три способа решения проблем

— Если человек в погоне за матери­ альными благами в конце концов приходит к разочарованию, то можно ли считать, что богатство является препятствием на пути к высшему, духовному успеху?

—  Необязательно. Если человек внутренне богат, внешне он может быть в любом состоянии. Нищета, богатство, внешние условия для него не будут играть сущест­ венной роли. Если человек сыт, не имеет значения — есть у него еда или нет, но если он голоден, отсутствие пищи будет
раздражать и подталкивать к ее поискам. Внешние приобретения важны только для человека внутренне пустого. Его болезнь находится внутри, но он не понимает, что решать ее нужно внутренними способами.
Материальные проблемы не решаются материальными способами, это все равно, что самому пытаться вытащить себя из
болота. В этом случае человека засасывает еще больше, ему необходима помощь с другого уровня, там, где твердая почва. Даже маленькая веточка способна помочь вылезти из болота. Веды утверждают, что материальные проблемы можно решить только с помощью духовных методов. Нельзя решить проблему на ее же уровне, это можно сделать лишь с более высоко­го уровня. Находясь в лабиринте, мы не можем из него выбраться, но, поднявшись над ним, сразу видим выход. Поэтому для решения любой проблемы нужно обра­титься к тому, кто находится на более вы­соком уровне сознания. Есть три способа решения проблем: очень дорого и тяжело; легко, дешево, но очень долго; и бесплат­но и приятно. Последний вариант — это духовный метод, который не требует денег и приносит ни с чем несравнимую радость, потому что сразу же насыщает душу, саму природу человека.

— Какие личные качества сопутствуют успеху, нужно ли везение?

— Успех — категория благочестия, это то, что приходит как заслуга, как результат хороших дел. Главным же качеством бла­гочестия является уважение. Все традици­онные культуры устроены таким образом, чтобы развивать это качество - уважение к родителям, к старшим, к учителям и т.д. Уважение — основа успеха, основа харак­тера развивающегося человека; как только оно пропадает, человек начинает разру­шаться. А то, что мы называем везением, удачей, это всего лишь наше непонимание того, как приходят результаты наших действий. Если человеку 26 числа выдали деньги и он обрадовался своей удаче, то это происходит в результате непонима­ния, что это всего лишь аванс. Разговоры об удаче являются неким философским помешательством, когда человек не видит далеко. Нет никакой удачи, есть просто авансы, зарплаты, которые просчитыва­ются достаточно квалифицированными специалистами.

Курс длиной в семь лет


— Как правило, успех в личной жизни и в карьере приходят в противоречие, можно ли их совместить?

— Есть вертикальная и горизонтальная ка­рьера. Вертикальная — это когда человек строит свою жизнь по должности, стре­мясь к высокому социальному положению. Это очень опасная, конфликтная карьера, связанная с постоянными кризисами. Она всегда неустойчива, временна, ее называют «царь горы». Сейчас один «царь горы», завтра его стащили за ноги, и на вершину по головам взобрался другой. Здесь всегда присутствует изнуряющая борьба, поэто­му неудивительно, что такая карьера раз­рушает семейные, дружеские, да и просто нормальные человеческие отношения.

— Горизонтальная же карьера предполага­ет развитие своего профессионализма. Совершенствуясь в своем деле, человек-должен всегда помнить: главное — это отношения. В этом случае он становится любимым, нужным, востребованным. У него может не быть больших погон, но он нужен людям. При горизонтальной ка­рьере человека уважают, не боятся, у него со всеми хорошие отношения, на голову он никому не наступил и в семье у него все хорошо. К сожалению, сейчас идет про­паганда вертикальной карьеры, при этом очень агрессивная.

— У вас есть семинар и книга «Семь кризисов в жизни человека, общества, организации». Кризисы на пути к успеху неизбежны?

Жизнь требует развития, а развитие — эк­заменов. Поэтому какое-то время человек учится, жизнь подбрасывает ему учеб­ные ситуации, но в определенное время приходит пора сдавать экзамены — нужно переходить с курса на курс. На одном жиз­ненном «курсе» обучение длится где-то около семи лет. Если человек относится к школе жизни честно и серьезно, то он пе­реходит на следующий уровень развития. Главный урок, который он должен усвоить — понять, что все возникающие проблемы являются результатом его пре­дыдущей деятельности. Чем лучше он эту истину усваивает, тем на более высокий курс жизни его переводят. В идеале на седьмом уровне, то есть к пятидесяти годам, человек должен достичь состоя­ния мудрости, святости. Но до этого он переживает семь возрастных кризисов, ко­торые записаны в программе жизни. Если же человек не преодолевает эти кризисы и не движется вперед, то к пятидесяти годам его ожидает почти что старческий маразм. Возвращаясь на начальный этап разви­тия, он впадает в детство, в семьдесят лет пытается жениться и т.д. Но если человек к пятидесяти годам обретает мудрость, то в его жизни начинается гиперэффектив­ный период, он приносит всем пользу и способен сделать в десять раз больше, чем за всю предыдущую жизнь. Подобные кризисы переживает и любое предприятие, они свойственны всякому развитию.

— То есть, не нужно впадать в отчаяние, когда наступает кризис?

— Нет, конечно. Кризис, будучи экзаменом, является очень благоприятным временем. Просто нужно быть хорошим учеником и радоваться, честно сдавая экзамен. С фи­лософской точки зрения кризис — наилуч­шее время, потому что человек становится активным, он размышляет, переосмысли­вает ситуацию и может сделать правиль­ные выводы. Когда же человек находится в белой полосе своей жизни, он расслабля­ется, совершает глупости и теряет время. В этот период он склонен оскорблять других, считая себя великим, взращивает гордость. Если в период успеха человек не находит времени на обучение, если он не готовится к предстоящему жизненному экзамену, то кризис переживается очень тяжело. Если же в светлый период жизни человек не расслабляется, то кризис для него практически незаметен, как экзамен для отличника — сдал и пошел дальше. Поэтому главным испытанием для челове­ка является позитивный период жизни.
Культура учит нас делиться

— Можно ли считать, что счастье и успех синонимы?

— Не всегда, потому что духовно развитому человеку не может быть хорошо, когда другим плохо. Поэтому человек может быть полностью успешен, поскольку он достиг святости, но ему не может быть хорошо, когда другие страдают. Счастье в современном понимании — это неко­торый эгоизм. Люди радуются, веселятся, развлекаются, когда другим плохо. Пос­кольку вокруг много боли и страданий, то такой «счастливый человек» превращается в циника. Поэтому настоящее счастье за­ключается в том, чтобы знать, как помочь другим. И делать это.

— Но можно ли добиться успеха, руководствуясь любовью к ближнему, если миром правят эгоизм и корысть?

Если взглянуть на историю бизнеса, то мы увидим, что всякое серьезное дело было построено на благотворительности. Любой нормальный человек понимает, что деньги от кармы нужно отмывать. Деньги — это карма, и, чтобы не умереть от тяжелых реакций, которые наступают в результате занятия бизнесом, умные люди отдают другим заработанные деньги, то есть отда­ют свою карму. Деньги — это реальные бо­лезни, реальные проблемы, деньги, в конце концов, это смерть. Мы постоянно видим, как людей убивают из-за денег, поэтому их нужно очищать. И очищаются они через благотворительность. Человек жертвует всего десять процентов, но очищает все сто, потому что пожертвования увеличи­ваются в десять раз.

— Получается, десятина не зря существует?

Не зря, она дает реальный эффект. Конеч­но же, есть разница в том, кому, как и что жертвовать. Но принцип именно в том, что невозможно получать результаты чу­жой кармы (а перекочевавшие в наш коше­лек деньги — это чужая карма) и жить, не очищая ее. Человек должен сам понимать, что надо отдавать, и если такое понимание воцарится в обществе, то не нужно будет бороться за то, чтобы люди честно плати­ли налоги. Этот принцип заложен в куль­туре всякого цивилизованного общества. Культура учит нас делиться, идея подарков является ее важной составляющей. Те же механизмы работают и в бизнесе — если человек искренне жертвует на что-то, то это пожертвование защищает его дело. Каждый нормальный бизнесмен понимает, что деньги нужно отдавать на благотвори­тельность. В России до революции любой состоятельный человек открывал боль­ницы, школы, столовые, ночлежки для самых бедных. Так происходит в обществе, в основу которого положена культура. Следуя закону пожертвования, человек возвышает свое сознание. Раз его сознание возвышается, то он понимает, как сохра­нить деньги, как их преумножить, и его бизнес растет. Если же человек не делится, его сознание деградирует, он не понимает, как выгодно вложить деньги, как их ра­зумно использовать, и разоряется. Кроме прочего, он начинает болеть.

— Каким болезням чаще всего подвержены бизнесмены?

— Самое уязвимое место — сердце. Пра­вильные пожертвования должны очищать сердце, если этого не происходит, человек болеет. Так что добровольные пожертво­вания на благие дела являются лучшей профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний.

— Может ли в этом помочь литература, искусство?

Культура, являясь системой сохранения этапов развития человека с низших до самых высших, включает в себя литерату­ру и различные искусства. Они же, в свою очередь, должны возвышать и очищать человека. Как мы знаем, в древнегреческом театре, например, существовало понятие катарсиса, то есть очищения. Но сейчас этого нет, и если спектакль, фильм, книга, музыка нас не очищают и не возвышают, то это не культура. Возвращаясь к теме по­жертвований, можно сказать, что одно из лучших, благоприятных для бизнесменов вложений — поддержка культуры, которая возвышает людей.

Вячеслав Рузов  www.ruzov.ru

Беседовал Вадим Дышкант

Автор:  Рузов В.О.
Рубрики:  Психология


Пища Жизни - Владивосток Психология 3000 Вегетарианский магазин VeggyShop Вегетарианское кафе "Ганга"
Яндекс.Метрика