Автор: Борис Рагозин

Эта наука возникла более 5000 лет назад. Многие ученые полагают, что она одна из первых медицинских наук, появившихся на нашей планете. Задолго до возникновения письменности, в течение тысячелетий эти знания передавались из уст в уста: от учителя к ученику...

Аюрведа - это и медицинская наука, и, вместе с тем, искусство быть здоровым. Это искусство повседневной жизни, происходящее из практического, философского и духовного понимания творения (мироздания). И именно поэтому от традиционной медицины, которая только лечит болезни, Аюрведа существенно отличается.
Аюрведа и традиционная медицина

Прежде всего, Аюрведа рассматривает тело человека как нечто целое и лечит не болезнь, а весь организм, в то время как в традиционной медицине врач купирует конкретное заболевание. И если вы вылечились от воспаления, употребляя антибиотики, то будьте готовы к долгому лечению по восстановлению кишечной микрофлоры.

Описанный холистический, иными словами целостный подход в Аюрведе тесно связан с тем, что главной задачей аюрведичес-кого доктора становится предотвращение болезни, а не ее лечение. В идеале, аюрведическая медицина помогает не болеть. Именно поэтому она так тесно связана с йогой, которая позволяет обрести гармонию с миром, с правильным питанием и режимом дня, а аюрведические лекарства не являются ядами. Для традиционной медицины нормальным является то, что большинство используемых медикаментов - яды, имеющие побочные эффекты, они противопоказаны здоровому человеку. Аюрведические средства являются натуральными и неядовитыми, более того, оказывают тонизирующее воздействие. Такие средства полезны не только для больных, но и для здоровых людей.

Диетология - одно из самых развитых направлений в аюрведической медицине, по мнению докторов, правильное питание способно стать лекарством для человека. Надо заметить, что с этим согласны и врачи, практикующие традиционную медицину. Однако курс диетологии не входит в обязательные курсы в медицинских институтах. И зачастую терапевт не может дать своему пациенту самых простых рекомендаций по питанию.

Еще одно важное отличие состоит в том, что аюрведический врач прежде всего ищет причину недомогания в психическом состоянии человека. Психосоматика (влияние психологических факторов на развитие и возникновение болезни) представлена в европейской медицине, однако, несмотря на почти двухсотлетнюю историю развития этой науки, распространение начала получать только сейчас. Аюрведа же тысячелетиями акцентируется на психосоматической природе болезни, справедливо полагая, что одним из источников любого заболевания является беспокойство ума, а решение психологических проблем не может не сказаться благоприятно на состоянии физическом.

Наконец, последняя особенность Аюрведы, на которую следует обратить внимание - индивидуальный подход. Аюрведа рассматривает любую болезнь и ее лечение только в отношении конкретного человека: мужчине плотного телосложения и пожилой женщине, болеющим ангиной, никогда не пропишут одинакового лекарства. В традиционной медицине такого подхода нет, максимум, указываются разные дозировки лекарств для детей, подростков и взрослых.
Принципы Аюрведы

Для лечения и предупреждения болезни аюрведический доктор использует 6 основных принципов:

Диета - подбирается индивидуально, с учетом многочисленных факторов (телосложение, имеющиеся заболевания и т.д.). Аюрведическая диетология также включает в себя определенные правила по употреблению пищи.
Образ жизни. Рекомендации по режиму, распорядку дня, продолжительности сна, определенные дыхательные упражнения.
Средства, приготовленные в домашних условиях - включают в себя всевозможные специи, травяные ванночки, масляные ингаляции и т.п.
Панча карма - очищение организма с помощью индивидуально подобранных процедур, таких как травяные и масляные массажи, паровые бани, лечебные клизмы и прочее.
Травяные лекарственные сборы. Доктора Аюрведы знают и используют множество трав и формул для лечения различных болезней.
Марма - точечное воздействие на организм, помогающее устранению заболеваний на грубом и тонком уровнях.

Если подвести промежуточный итог, то Аюрведа объясняет, что хорошо для поддержания жизни не только физического тела, но и ума, сердца, чувств и духа. Болезнь - очевидный процесс, с помощью которого тело сигнализирует о дисгармонии с окружающим миром и неестественной для организма жизни. Аюрведические методы лечения восстанавливают нарушенный баланс.

При этом не существует двух одинаковых личностей, а значит и одинаковых болезней. Аюрведа - это, скорее, лечение личности. И если традиционная европейская медицина ищет средства, которые вылечат большее количество людей в определенном состоянии, то аюрведическая использует лечение, способное излечить и личность, и болезнь, сигнализирующую о дисгармонии.
История появления Аюрведы

Цивилизация древней Индии основывалась на Ведах (священных книгах), и поэтому ее называют еще ведической цивилизацией. Все Веды были поделены на четыре части: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда. И хотя медицинские знания в той или иной степени содержит каждая из Вед, для Аюрведы особенно важны Риг-веда и Атхарва-веда.

Риг-веда, основной фундамент ведического знания, состоит из десяти книг. Описывает лечебные свойства примерно 99 трав, а также хирургические операции, совершенные братьями Ашвини, сыновьями Вивашваты. Кроме того, они разработали 40-50 формул для лечения различных заболеваний.
Атхарва описывает основные принципы аюрведы, растительные средства по восстановлению тела, ума и сознания, целебные травы (288), правильное питание и пищеварение, болезни и их лечение, яды, восстановление организма. Здесь же содержатся заклинания против вредоносных существ, болезней, диких зверей, вражеских козней и так далее.


Кришна
Верховная личность Бога

Брахма
Творец Вселенной

Дакша
Праджапати

Братья Ашвини
Врачи на райских планетах

Индра
полубог, царь Рая

Дханвантари
Сушрута, Диводаса, Бходжа, Паускалавата, Гопурараксита, Аурабха, Аупадхенава и другие


Кашьяпа
Бригу, Атрея, Васишта и другие


Бхарадвадж
Пунарвасу Атрея, Агнивеша, Чарака, Бхела, Харита, Чакрапани и другие


В более поздний период аюрведическое знание было выбрано из Вед, систематизировано и обобщено в отдельных сборниках (Самхитами), тогда же возникли две основные медицинские школы: целителей - Айтрейа (базировалась на трудах мудреца Чараки) и хирургов - Дханвантари (основатель - Сушрута).


До наших дней из множества сборников Самхитами дошли Чарака-самхита (самый старый из всех сборников, основной учебник для целителей), Сушрута-самхита (основополагающее пособие для хирургов) и Аштанга-хридайа-самхита (учение Вабхат-ты - мудреца, жившего в VII столетии н.э., который сумел объединить работы Чараки и Сушруты, выбрав практические и наиболее используемые моменты и добавив основные знания из работ Агнивеши, Бхелы, Хариты и других).

Аюрведические труды писались и позднее: в XII веке появились книги по диагностике заболеваний, позже Аюрведа сконцентрировалась на изучении алхимических препаратов. Самым же популярным трудом является книга Шарангдхары, систематизировавшего многие знания и проведшего аналогии в разных методиках лечения заболеваний. В XIX веке, когда в Индии было сильно британское влияние, по понятным причинам Аюрведа фактически не развивалась, существующие школы были закрыты, и лишь с 1920 года ситуация начала меняться.

Кришна вложил знание Аюрведы в сердце Брахмы, творца Вселенной. Брахма поведал ее Дакше, который в свою очередь передал знание братьям Ашвини, а те изложили его Индре. Индра же имел множество учеников, положивших начало развитию разнообразных школ и направлений Аюрведы. Один из них - Дханвантари (бог медицины) - передал это знание Сушруте. Основанная им школа хирургии признана современными историками основополагающей в этом направлении.

Другая школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний (трактат «Чарака-самхита»). Согласно трактату, Бхарадважа изучил аюрведу от Индры. Осознав, поведал ее Атрее, сыну Атрии, а тот своим ученикам Агниве-ше, Бхеле, Джатукарне, Парасаре, Харите, Кшарапане, Чакрапани и другим.

Третья школа была основана Кашьяпой и, в основном, изучала гинекологию и педиатрию (трактат «Кашьяпа-самхита»). Согласно Кашьяпе самхите, Индра поведал аюрведу Кашьяпе, Бригу, Васиште и Атрее.
Направления аюрведы

Аюрведа имеет множество направлений и отраслей. Ниже приводятся 8 основных, описываемых в священных текстах:

1. Кая чикитса — терапия
Изучение диагностики и лечения внутренних болезней с использованием растений, минералов, при соблюдении определенных правил питания и образа жизни.

2. Бхута видья — психиатрия и психология
Изучение психических расстройств, энергетического вампиризма, энергоинформационного заражения, возникших по причине внутренних и внешних факторов, а также их проявлений в различной форме.

3. Шалакья Тантра — офтальмология и отоларингология
Изучение этиологии, диагностика, прогнозирование, предупреждение и лечение болезней головы и шеи, глазных болезней, заболеваний уха, горла и носа.

4. Агада Тантра — токсикология
Изучение, диагностика и лечение болезней, вызванных острыми и хроническими отравлениями и заражениями.

5. Каумара бритья — педиатрия
Изучение проблем гинекологии, акушерства и педиатрии. Описание процесса зачатия благочестивого потомства.

6. Шалья Тантра — хирургия
Хирургические процедуры, операции на различных органах и тканях, кровопускание, гирудотерапия и иглоукалывание.

7. Расаяна чикитса — наука по омоложению и восстановлению организма
Изучение биологических механизмов и процессов, обусловливающих и сопровождающих старение людей.

8. Ваджикарана — сексология
Эта наука, содействующая увеличению сексуальной силы, занимается лечением семенных расстройств, бесплодия, а также сексуальных мужских проблем.
Практика аюрведы в наши дни

Сегодня аюрведические факультеты имеются более чем в 150 институтах Индии. Также работает более 200 аюрведических колледжей, и их число постоянно растет. При каждом университете или колледже имеется своя клиника и центр по научным исследованиям. Хорошо развита сеть аюрведических аптек, фабрик и госпиталей, которые производят, распространяют и широко используют аюрведические препараты и пищевые добавки. Все это стало приобретать широкий размах сразу же после освобождения Индии в 1947 году.
Как стать аюрведическим доктором?

До 1947 года, чтобы стать аюрведическим доктором (вадьей) нужно было пройти обучение у другого аюрведического доктора в его школе (гурукуле) или же получить это знание у своего отца (подобное обучение практиковалось в семьях нандья - потомственных лекарей). Будущий доктор с рождения должен был иметь определенные способности, родители даже приглашали астрологов, чтобы определить наличие таковых. При положительных результатах в 5-6 лет ребенка отдавали в гурукулу. Однако и тогда будущий наставник, не обнаружив в ученике нужных качеств, мог отказать ему в обучении. По истечении 15-20 лет, которые ученик проводил в школе, полагалось пройти испытание, чтобы покинуть учителя и быть признанным как квалифицированный специалист. До сих пор сохранились множество семей, где уникальное знание передается по наследству: от отца к сыну.

Сейчас же любой индийский студент, окончив 12 классов школы и успешно сдав вступительные экзамены, поступает в аюрведическую школу или институт. Курс доктора аюрведы (точное название курса на английском - BAMS) «Бакалавр аюрве-дической медицины и хирургии» длится пять с половиной лет. Программа обучения разработана министерством образования и министерством здравоохранения Индии.

Студенты изучают множество предметов, связанных с направлениями аюрведы, и имеют возможность ежедневного посещения больницы для практического усвоения пройденного материала. После окончания учебного заведения они получают диплом и лицензию на право практики аюрведы.

В 1999 году впервые в системе аюрведичес-кого обучения был открыт курс для иностранцев. Он не имеет отличий от обычного курса, но преподается на английском языке и санскрите. Во время обучения иностранные студенты изучают и местные языки для общения с пациентами. В частности, информацию о таких курсах можно найти в Интернете.

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо посвятить изучению аюрведы не один год. Многие доктора, даже отучившись в институте и пройдя практику в клинике, не используют аюрведу в повседневной жизни, а только «продают советы» (или практикуют аюрведу как один из видов бизнеса). «Чарака-самхита» рекомендует: для поддержания здорового образа жизни доктор должен практиковать принципы аюрведы каждый день. Невозможно преподавать йогические асаны без ежедневной практики или учить плаванию, не умея плавать.

Многие выдают себя за аюрведических докторов, не обучаясь в специализированных учебных заведениях, смешивают эту науку с личным пониманием здоровья и персонального взгляда на лечение. Это встречается и в Индии, и в России. Если вы обращаетесь к аюрведическому доктору, поинтересуйтесь, где и как долго он учился. Некоторые, окончив одно-, трехмесячные курсы или просто прочитав несколько книг по аюрведе, начинают предлагать свои услуги. Остерегайтесь таких «докторов»! Следуя инструкциям и наставлениям псевдодоктора, вы можете подвергнуть себя множеству опасностей.

Автор: Рагозин Борис Владимирович
http://www.ayurvedaru.ru:

Фото: Аюрведический институт в Гуджарате

Автор:  Рагозин Б.В.
Рубрики:  Аюрведа


Пища Жизни - Владивосток Психология 3000 Вегетарианский магазин VeggyShop Вегетарианское кафе "Ганга"
Яндекс.Метрика